Записки просто так


Previous Entry Share Next Entry
О Тангейзере
iron_gollum
который вообще-то "Таннхойзер"



Краем уха следил за драмой вокруг этой оперы, а тут вдруг прочитал, какие, собственно, претензии у православных к постановке. Оказалось:

"Генрих Тангейзер сделан кинорежиссером, который снял фильм "Венерин грот" о предполагаемой греховной юности Иисуса Христа."
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case

"После премьеры вышеуказанной оперы в Новосибирское Епархиальное Управление каждый день поступают телефонные звонки и люди с возмущением спрашивают — как было возможным на сцене ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» показать данную оперу, где Спаситель проводит несколько лет в царстве Венеры, предаваясь плотским утехам и т.д."
http://lenta.ru/articles/2015/02/26/tangezerdoc/

Все содержание можно посмотреть здесь. Что характерно, даже Новосибирская опера в адресе страницы написала название оперы неправильно.

Ну, что я могу сказать? По-моему, за такое надо не просто увольнять, а прописывать курс целебных подзатыльников.

Я не понимаю, что за странная чума поражает режиссеров, что они считают себя вправе по желанию левой пятки изменять сюжет произведения и даже концовку. Кулябин в интервью рассказывает:

— Опера во многом антиклерикальна. И понтифик словно не разобрался, что хорошо, что плохо, а Бог разобрался. А у меня все еще трагичнее. В моей версии героя вообще никто не прощает.

— Чувак, у тебя нет никакого "у меня". Есть произведение, написанное Рихардом Вагнером. Твоя задача — донести его до зрителя. Если для тебя соединение воедино реального мира и мира легенд (весьма, кстати, характерное для мировоззрения древнего человека) представляет собой непосильную задачу, то просто держись либретто. Не надо от себя ничего выдумывать, поверь, Вагнер не просто так написал оперу именно с таким сюжетом.

Причем это имеет место только в театре и околотеатральных видах искусств, вроде оперы и кино. Не могу себе представить, чтобы редактор, переводящий "Евгения Онегина" в современную орфографию, вписал бы постельную сцену с участием Онегина и Татьяны, потому что ему это показалось уместным и понятным для современного читателя. Не могу себе представить, чтобы в ходе реставрации фресок Сикстинской капеллы Богу был бы дорисован смокинг, а то чего он в какое-то тряпье одет, где стиль? Не могу себе представить, чтобы дирижер, ставящий Пятую симфонию, вдруг решил бы:

— Та-ак, а давайте-ка мы сюда добавим синкоп. А вот тут, прямо перед кодой первой части, вставим соло на саксофоне. Во времена Бетховена не было саксофонов? Ну а сейчас есть, какие проблемы? Давай-те ка сюда ваши ноты, я исправлю. В конце концов, не зря же я учился джазовой композиции.

Тут я, конечно, лукавлю. Разумеется, существуют обработки классических произведений в другом стиле. Но афиша такого концерта будет выглядеть как

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 5
в джазовой обработке В. Пупкина


То есть, зрителю еще до покупки билетов дадут понять, что это не та самая Пятая симфония. А если любитель классической музыки придет на ту самую, а оркестр заиграет джаз, то он просто встанет и уйдет.

Нельзя забывать, что творец и интерпретатор — это разные роли. Хороший творец не обязательно будет хорошим интерпретатором, но и хороший интерпретатор — совершенно не обязательно хороший творец. Гениальный скрипач совершенно необязательно будет хорошим композитором. И когда интерпретатор в гордыне возвышает себя до уровня творца, он очень сильно рискует. В конце концов, никто не мешал Кулябину взять сюжет легенды о Тангейзере и поставить свою оперу на эту же тему, так, как этот сюжет видит он. Но он решил выехать на имени Вагнера, в конечном итоге, за счет зрителя, которого он обманул, выдав ему вместо оперы Вагнера свою под(д)елку. И поплатился, на мой взгляд, совершенно справедливо.

Так что, если бы я был на месте Кехмана, я бы оставил Тангейзера с оригинальным сюжетом, но пригласил бы в качестве композитора Сережу Жукова из группы "Руки вверх" с заданием написать новую музыку по мотивам вагнеровской. А когда вся эта илитка начала бы возмущаться, спокойной ответил бы, что я так вижу, и что никому в наше время не нужен этот ваш неоромантизм с огроменными оркестрами.

Ай-яй-яй, Тангейзер, где ж ты взял такие латы?

?

Log in

No account? Create an account